Самоанализ урока музыки в 6 классе по теме:
«Сила героической интонации Бетховена».
Данный урок проводился в общеобразовательном классе среднего уровня обученности и являлся восьмым уроком по теме первой четверти «Преобразующая сила музыки». На предыдущих занятиях рассматривались примеры преобразующей силы музыки, влияние музыки разных композиторов на человека. Все уроки первой четверти подчинены единой цели: подтвердить мысль о том, что способность музыки воздействовать на человека, а через человека – на жизнь – величайшая сила музыкального искусства. Музыка больших мыслей и глубоких чувств непременно способно влиять на человека, пробуждать в человеке его лучшие качества.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-размышление.
Цель урока: способствовать восприятию учащимися музыки Л. Бетховена, её могучей силы воздействия на человека, побуждая его к преодолению препятствий, - «через борьбу – к победе!»;
развитие внутреннего слуха, который является основой для развития творческого воображения, развитие исполнительской и слушательской культуры, продолжить работу по закреплению исполнительских навыков.
Для достижения целей урока использовала технологию проблемного обучения (создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению), развития критического мышления (развитие мышления путем наложения новой информации на жизненный личный опыт и осмысление этой информации с целью самосовершенствования и саморазвития), ИКТ технологии (компьютерная презентация). Для развития у школьников способности понять проблематику темы, героический характер музыки Бетховена, жизненную позицию композитора и выразить собственное мнение, считала эффективным метод эмпатии (вживания), «вчувствования» человека в состояние другого объекта. Методы синектики и «мозгового штурма», развивающие креативность мышления, поиск нестандартных путей решения проблемы, применяла для разностороннего анализа выбора поступков в важные моменты жизни великого гения, для обогащения творческого и личностного опыта учеников. Методом дискуссии воспользовалась с целью предоставления обучающимся возможностей для поиска и закрепления позитивных эталонов в коммуникативном поведении и в отношении к себе. Этот метод остается приоритетным на уроке, т.к. учебников по музыке в 6 классе нет, и слово учителя остается основным источником информации для учащихся.
На всех этапах урока я старалась формировать для детей атмосферу психологического комфорта системой поощрения работы учеников, созданием ситуации успеха и свободного выбора. Такие условия положительно повлияли на активность учеников, мотивацию познавательной деятельности. Для организации индивидуально-творческой работы использовала фронтальную форму обсуждения вопросов, самостоятельную работу в виде записей в тетради, составление таблицы по формированию личностных качеств композитора, элементы дискуссии, прием «ловушки».
Эмоциональным центром занятия было постижение творческого и жизненного девиза Бетховена «Через борьбу – к победе!» (Бетховен своей героической музыкой призывает людей бороться с жизненными трудностями, не сдаваться, не унывать. Он вселяет в нас уверенность в то, что побеждает тот, кто борется. И победа эта приходит через труд человека).
Рефлексивные моменты на уроке позволяли каждому ученику выразить свое отношение к поступкам композитора в тех или иных сложных обстоятельствах жизни, пропустить их сквозь призму собственных нравственных ценностей, приобрести для себя социально значимый опыт жизни.
Свои размышления по теме дети дополнят дома при выполнении творческого задания составления отзыва о прослушанной музыке.
Оценивание работы учеников на уроке проводилось методом наблюдения учителя, а также самооценки учащихся.
Цели и планируемые результаты обучения на уроке достигнуты.
|