I. Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке гости, давайте поздороваемся с ними. Вы настроились на урок? Желаю вам плодотворной, интересной работы. Садитесь.
- Из урок в урок мы с вами подтверждаем мысль о том, что способность музыки воздействовать на человека, а через человека – на жизнь – величайшая сила музыкального искусства. Каждый урок мы приводим примеры, что музыка больших мыслей и глубоких чувств непременно способно влиять на человека. Пробуждать в человеке его лучшие качества.
II. Повторение пройденного материала. Фронтальный опрос. Слуховой контроль.
- Давайте вспомним, какие примеры тому мы узнали на предыдущих уроках. Перед вами слайд-подсказка. Вы слушаете музыкальный фрагмент, определяете, под какой цифрой обозначен композитор, сочинивший данное произведение и приводите пример преобразующей силы его музыки на человека.
III. Работа по теме урока.
- На слайде остался ещё композитор, о музыке которого мы сегодня с вами и будем вести разговор. Вы были внимательны? Вы узнали его? Кто это? Назовите.
- Правильно. Людвиг ван Бетховен!
-Безумная любовь моя, Бетховен!
Как от тебя уйти, коль ты во мне?
То я распят тобою на струне,
То ввергнут в ад, то поднят с небом вровень…
-Вот какие чувства вызывала музыка Бетховена у поэта Паула Михня. Как вы думаете, как эти строки могут характеризовать музыку Бетховена? (сильная, мужественная, добавьте и девиз Бетховена «через борьбу к победе» - с кем-то боролся, побеждал). Итак, открыли тетради и записали тему урока: «Сила героической интонации». Сформулируйте, пожалуйста, ход нашей работы на уроке. Что будем делать, о чем вести разговор, на какие вопросы должны найти ответы.
(Будем слушать музыку Бетховена, определять интонации в его музыке, героический характер музыки, какую силу она оказывает на людей, узнаем подтверждающие примеры из жизни).
-Я всегда вам говорю, что любая музыка любого композитора – это отражение его человеческих чувств, настроения. Музыка показывает отношение композитора к миру, к людям, сказывается на всем его жизненном поведении. Чем музыка Бетховена отличается от музыки других композиторов? Почему музыку Бетховена называют героической? Что сформировало такой стиль композитора? Конечно же никто ни я, ни вы, никто рядом с нами не похож на этого великого гения, мы никогда не жили в те метущиеся годы, никогда не писали эти грандиозные произведения. Но что нам мешает примерить на себя эту эпоху, эту судьбу, ну и талант, наконец. Ненадолго, всего на один урок. Смогли бы мы прожить их жизнь как свою, и хватило бы у нас духу сделать тот выбор, какой в важные моменты своей жизни делал он? По ходу нашего разговора зафиксируем эти заметки на листочках, которые лежат у вас на парте. Анализируя, нужно заполнить второй столбик таблицы, выписывайте определения, какие черты формируют характер Бетховена. Внизу сноска определений. Вы можете использовать их, можете вписывать свои, как посчитаете нужным. Итак, поехали.
-Я бы могла как обычно показать портрет этого композитора, да мы его с вами уже и видели раньше. Взлохмаченные волосы, серьезное лицо... Но я бы хотела, чтобы сегодня вы особенно внимательно вгляделись в этот образ.
(музыка симфония №5. Слайд с портретом)
- Эти глаза, этот взгляд!... А что собственно мы знаем об этом человеке?
(это немецкий композитор, сочинил лунную сонату, он стал глухим, в детстве его строго воспитывал отец)
-На улицах Кёльня появляется афиша, где отец Бетховена представляет своего 6-летнего сынишку. Обратите внимание – 6-летнего! Но на самом деле ему уже 8! Может опечатка?
-Всё очень просто. В юности отец Бетховена наблюдал вот эту картину. Крошка Вольфганг Амадей ??? Моцарт со скрипочкой в руках кланяется публике, та бросает на сцену деньги, перстни, бриллианты, а за спиной стоит кто? – правильно – папа.
- Папа Бетховена тоже начал заниматься с ним музыкой, когда маленькому Бетховену не было и 3-х лет и каждый вечер повторялось одно и тоже – отец приходит с кем-то из друзей, они пьяны, он заставляет Людвига играть и бьёт за малейшую ошибку.
-Проблема ещё и в том, что маленький Бетховен – это живой, подвижный ребенок, ему хочется играть музыку, а не зубрить её. Он рано начинает импровизировать, это особенно злит отца. Когда Людвиг играл без нот, он влетал в комнату и кричал: «Ты опять дерёшь струны понапрасну, играй по нотам, иначе твои занятия не принесут никакой пользы» и как финальный аргумент, следовало наказание. Такие занятия охладили желание Бетховена – как он сыграл на публике? Да никак. Ни хорошо, ни плохо. Не помогло даже то, что в погоне за сенсацией отец скостил ему два года – затея заработать на сыне вундеркинде провалилась.
-Отец запил ещё больше. Стучит соседка, говорит: «Господину Йоганну нехорошо». Бетховен испугался, бежит со всех ног и видит – отец лежит под забором, пьяный до беспамятства. Людвиг с трудом тащит его через весь город, ему тяжело, ему стыдно, ему кажется, что все вокруг смеются над ним и тычут пальцами. Наконец он дотащил его, неудержимые слезы душат Бетховена, но он не плачет, только кричит – ни слов, ни мелодии, ни ритма – одна голая ярость. Бетховен позже писал: «Когда я закончил кричать, злоба тоже кончилась, как оборвалась, но осталось что-то неуловимое, что-то, что наполнило меня всего.
-Чувствуете?! Напишите.
-Итак, в 10 лет Людвиг бросил школу, ему нужно зарабатывать для семьи. Писать грамотно после этого он так и не научился. Всю жизнь будет выдумывать свои правила и никогда не пользоваться знаками препинания. Со счётом у него тоже будут проблемы. Уже будучи взрослым и прославленным, когда ему для подсчёта гонорара нужно будет умножить 251 на 22, он столбиком будет выписывать 251 двадцать два раза, ну и потом, естественно, складывать.
-У Бетховена было несколько учителей музыки. Но свои первые сочинения он показывал только одному – Кристофу Нефе. Именно он сказал о Бетховене: «Это будет второй Моцарт». А вот мнение другого учителя о Бетховене : «Этот тупица ничему у меня не научился и никогда ничему не научится».
-Бетховену уже 17 лет. Отец по-прежнему пьёт, но бить его уже побаивается, т.к. Бетховен достаточно зарабатывает, чтобы прокормить семью и даже откладывает деньги на поездку в город своей мечты - ?какой? в Вену! – к великому Моцарту!
-Итак, представьте, вы юны и талантливы! Вашу голову кружит мечта сделать карьеру в музыкальной столице мира, но у вас на руках отец-алкоголик, больная мать, два малолетних брата и годовалая сестренка. А теперь вопрос: Как поступите вы в обстоятельствах великого Бетховена?
М-м?! Ну, что вы решили? – Остаётесь или едете?
А теперь внимание, правильный ответ.
Бетховен едет в Вену. Жестоко? Но единственно верно!
-Так. Ну а что собственно в это время творится в мире? Во Франции всё плохо, начинается экономический кризис, кстати, закончится он революцией. Это тоже отразится на творчестве Бетховена, позже я скажу об этом. А что Вена? – Вена живёт музыкой Моцарта! Бетховен попадает к Моцарту на приём. Он очень волнуется. Пытается вспомнить всё, чему долбил его всё детство отец. Он садится за клавир, играет, руки дрожат, он думает, только бы не сбиться, не перепутать ноты, что я делаю?! Какая-то мертвая, заученная мелодия, долблю её как школяр, меня всего трясёт, боже как стыдно!.. Он стыдливо замолкает, поднимает глаза на Моцарта. Тот (культурная интеллигенция) вежливо улыбается и рассеянно произносит: «Мда… Неплохо. Неплохо».
Вы понимаете, что это даже не провал, это просто никак! Ваша музыка вызывает у гения скуку! Бетховену хочется убежать со стыда. Внимание вопрос – что вы выберете – захлопните крышку рояля и стремительно пойдете к двери или? Или что?
-Бетховен действительно захлопывает крышку рояля и стремительно идёт к двери, но, взявшись за дверную ручку, внезапно останавливается и кричит, умоляя : «Маэстро, я прошу вас, дайте мне тему для импровизации». Моцарт быстро подходит, даёт несколько нот и полилась такая музыка, что Моцарт на цыпочках выходит, чтобы позвать гостей послушать. По окончании – бурные аплодисменты и Моцарт произносит историческую фразу: «Обратите внимание на этого юношу, господа. Со временем о нём заговорит весь мир!».
-Бетховен счастлив!!!Теперь все в Вене будут говорить о нём – это тот юноша, о котором сам Моцарт говорил – обратите на него внимание.
-Но Бетховен ещё не знает, что в соседней комнате его ждёт письмо от отца. Дело в том, что его мать находится в присмерти. Надо возвращаться. И опять вопрос – как вы думаете, что выберет в этих обстоятельствах великий Бетховен – остаться в Вене и стать учеником Моцарта или возвратиться к умирающей матери?
-После смерти мамы жизнь становится ещё тяжелей. Пока мать болела, отец заложил всё их имущество. Кстати, когда он пропьёт и эти деньги, он начнёт зариться и на заработок Бетховена. А ему 17 лет и он и так содержит себя и маленьких братьев и сестренку. Нервы сдают. Так теперь заканчивается каждый его день. Уже с юности Бетховен привыкает опускать голову в таз с ледяной водой. Интересно зачем? По словам Бетховена для того, чтобы остудить ярость, выпустить сдавленную внутри стихию. От этой привычки он не откажется даже тогда, когда под угрозой окончательной потери слуха врачи запретят ему делать это.
- День Бетховена расписан по минутам и начинаются занятия с 6 утра. В это время он слушает лекции в университете и на этих лекциях он узнает о взятии Бастилии. В это время в жизни Бетховена появляется он – Наполеон Бонапарт и просто сносит Бетховену крышу (в философском смысле).
- В венском обществе у Бетховена репутация человека с удушающими амбициями. Играя в любом, даже в самом великосветском обществе, услышав малейший шум, мог вскочить и с криком: «Для вас, свиньи, я играть не буду!» - удалиться. Когда один из высокопочтенных капельмейстеров, просмотрев ноты Бетховена, сказал: «Вы действительно считаете этот громогласный шум музыкой?!» Бетховен в ярости выдернул ноты и закричал: «Просто она написана не для вас!!!». Никогда не перед кем он не раскланивался. «Есть только один человек – писал Бетховен, чья фигура побуждает меня склонить голову и принять его авторитет.- И это, несомненно, Наполеон Бонапарт». Бетховен даже посвятит ему одно из лучших своих произведений – знаменитую 3-ю симфонию. Но когда Наполеон провозгласит себя императором, Бетховен в ярости будет кричать в пустоту города : «Значит, он такой же, как все!» истерично разорвёт титульный лист симфонии и подпишет заново – героическая – в знак воспоминания об одном великом человеке. Потом он скажет про Бонопарта: «Как жаль, что я не владею военным искусством так, как владею искусством музыки – я бы разбил его». Успех 3-ей симфонии был оглушительным. Новаторская, прогрессивная, дерзкая, для старшего поколения Бетховен – как дикий рокер для наших советских бабушек.
-Через несколько лет, весной 1912 года газеты всего мира сообщили о трагической гибели крупнейшего пассажирского парохода «Титаник». Он столкнулся с айсбергом и затонул. Вы, конечно, слышали об этой катастрофе. В первые же минуты обнаружилось, что спасти удастся только женщин, детей, да и то не всех. Ужас охватил людей… И тут произошло нечто невероятное. На верхнюю палубу вышли музыканты симфонического оркестра с инструментами в руках и заиграли… - Как вы думаете, что?
Музыку Бетховена. Героическую симфонию героического композитора.
Смертельно раненный “Титаник” погибал медленно, мучительно долго, словно не хотел расставаться с жизнью. А сотни людей, обречённые вместе с ним на гибель, слушали музыку бетховенской симфонии, и эта музыка укрепляла их волю, вливала в них мужество. Они боролись со смертью.
Музыка Бетховена звучала мужественно и величаво, заглушая шум воды, заполнявшей судно корабля, заглушая страдания гибнущих людей. Она звучала до той минуты, пока волны не накрыли палубу вместе с музыкантами, вместе с последними звуками бетховенской симфонии.
Просмотр видео.
Смолкла симфония великого музыканта, чья жизнь и чьё творчество были насыщены неустанной, напряжённой борьбой против жестоких ударов судьбы. Они обрушивались на него с первых и до последних дней его жизни. Борьбой с горем, нуждой, унижениями и несправедливостью, борьбой за жизнь, за счастье, за радость…
Вот и опять… Бетховену трудно было в это поверить, но он стал понимать, что с его слухом что-то не то. В ушах появляется какой-то шум, помехи. С годами этот шум будет становиться всё громче и громче. Он всячески скрывает этот свой недуг, но то его крики на музыкантов – «Громче, громче!», то нелепые ответы на простые вопросы очень быстро распространяют в обществе слух, что маэстро глухой. В итоге, а это случается на генеральной репетиции оперы «Фиделио», Бетховен сам желает дирижировать оркестром, с первого же акта стало понятно, что Бетховен ровным счетом ничего не слышит. Оркестр в замешательстве и друг Бетховена пишет ему в записной книжке «Умоляю, не продолжайте, дома всё объясню». Лицо Бетховена исказила невыразимая гримаса. Одним прыжком, как раненый лев, он оказался в партере, дома он с рыданиями бросается на диван и, спрятав лицо в ладони, лежит так более часа, пока не засыпает. Позже он скажет: «Я был ранен в самый мозг».
-Мрачные думы доводят его до полного исступления. Иногда ему кажется, что единственный выход – самоубийство.
Предельно одинокий, бедный, уже не молодой и самое страшное, потерявший слух музыкант, у которого отнято самое главное – возможность слышать музыку. И логичен вопрос – а есть ли смысл продолжать и как бы вы поступили на месте великого, но уже безнадежно глухого композитора? М-м?
-Навсегда отвернулись бы от людей?
-Удалились бы в монашескую обитель?
-А может просто покончить всё разом?
Ни то, ни другое, ни третье.
Вместо этого, он пишет: «Я чувствую, как мои физические силы растут, каждый день приближает меня к цели внести что-то новое в музыку. О, если б я только мог освободиться от своего ужасного недуга! – я бы обнял весь мир! Ни дня отдыха – только труд. Судьбу надо хватать за горло. Больше ей не удастся согнуть меня! Боритесь за своё счастье, люди, судьбу можно одолеть!
Просмотр видео (завещание Бетховена людям)
Никакой император, никакой король не обладал таким сознанием своей силы, как отрезанный от людей стеной глухоты великий композитор.
«Через борьбу – к победе!» таков девиз жизни и творчества композитора. И он очень четко выражен в Пятой симфонии Бетховена. «Так судьба стучится в дверь!» - Бетховен скажет так о своём мотиве из четырёх нот. «Два такта», которые облетят весь мир. Всему миру известно имя чешского борца против фашизма Юлиуса Фучика, которого казнили гитлеровские палачи во время второй мировой войны. Верный союзник мужественных чешских антифашистов, продолжавших борьбу даже в заточении. Вот что написал своим родным за несколько дней до казни Фучик: «…верьте мне: то, что произошло, ничуть 6не лишило меня радости, она живёт во мне и ежедневно проявляется мотивом из Бетховена». А раньше в его дневнике, чудом сохранившемся и дошедшем до нас, он писал: «Утренний привет из соседней камеры; оттуда выстукивают два такта из Бетховена, сегодня торжественнее, чем обычно, и стены передают их тоже в ином, необычном тоне».
«Два такта из Бетховена», которые поддерживали дух заключенных чешских борцов, это первые два такта, которыми начинается знаменитая пятая симфония Бетховена. Всю симфонию, все её 4 части пронизывает этот мотив – её главная интонация.
Прослушаем фрагмент I части Пятой симфонии Л. Бетховена.
IV. Обобщение
-Итак. Почему узники фашистской тюрьмы обратились именно к музыке Бетховена?
- Почему для своего последнего в жизни концерта музыканты на пароходе «Титаник» выбрали именно музыку Бетховена?
- Какие интонации вы услышали в этом произведении?
-Что старается передать Л. Бетховен при помощи этих интонаций? Делаем вывод.
Бетховен своей героической музыкой призывает людей бороться с жизненными трудностями, не сдаваться, не унывать. Он вселяет в нас уверенность в то, что побеждает тот, кто борется. Искусство Бетховена остается непревзойденным выражением гражданского героизма.
Р.S. Известные высказывания Бетховена:
«Сердце – вот истинный рычаг всего великого»
«Музыка должна высекать огонь из души человеческой»
«Я хочу доказать, что тот, кто поступает достойно и благородно, тем самым обретает в себе силу переносить несчастья»
«Люди сами строят свою судьбу»
V. Домашнее задание.
Выберите время в выходной день и прослушайте 3-ю симфонию Бетховена
( у вас займёт это 52 минуты чистого времени). Перед слушанием настройтесь, во время слушания не отвлекайтесь. Почувствуйте, какое воздействие оказывает на вас это музыкальное произведение? Составьте отзыв о прослушанной музыке. Можете записать тезисно в тетрадь, можете устно, как вам удобно. Но обязательно прослушайте.
VI. Вокально-хоровая работа. Выразительное исполнение.
Если перед вами две дороги,
По одной из них идти трудней,
Будьте к своему желанью строги
И идите именно по ней.
Так будьте счастливы, друзья мои,
Пусть будут ясными все ваши дни,
Пусть ваши чувства будут сильными,
Дела красивыми, сердца достойными любви.
Давайте закончим наш урок на такой позитивной ноте и споём песню «Будьте счастливы». С текстом мы с вами уже работали на прошлом уроке, с ритмическим рисунком тоже. Думаю, пережитые чувства сегодня на уроке и настроение, навеянное нашим разговором о музыке Бетховена, помогут вам по-новому взглянуть на жизненный смысл текста этой песни и выразительно её исполнить.
Распевка. Я пою, хорошо пою.
Исполнение песни «Будьте счастливы» (сл. М. Рябинина, муз. В. Добрынина)
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
|