Тема урока: « Человек в искусстве XX века»
Цель урока: определить на примере произведений искусств, как складывались отношения Человека с обществом в XX веке.
Задачи урока:
Образовательные - познакомить учащихся с творчеством Сальвадора Дали, дать понятие лэнд-арта, история создания картины Э.Мунка «Крик».
Развивающие – формирование собственного мнения, выработка личностного отношения к культурному наследию разных эпох, развитие воображения, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность.
Воспитательные – позитив, оптимизм, уметь положительно настраиваться на следующий день, находить выход из трудных ситуаций, ценить жизнь как великий дар.
Оборудование:
иллюстрации на доске - лестница, по которой поднимается Человек (каждая ступень с названием эпохи);
репродукции – К. П. Брюллов «Нарцисс», Агесандр «Венера Милосская», Император Август, Марк Аврелий Конная статуя, «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, Тициан «Портрет Ипполито Риминальди»;
увеличительное стекло;
интерактивная доска – слайды-картины «Постоянство памяти» С.Дали, «Крик» Э. Мунк, «Спиральная дамба» Р. Смитсон; видео по картине «Крик».
Предварительная подготовка:
Подготовить с 4 учениками инсценирование «разговора-беседы» о том, что может Человек Возрождения. Участники: 1)Гуманист и философ Пико Делла Мирандола 2)Священник, знаток новой мудрости Марсилио Фичино 3)Художник, архитектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти 4) ЧЕЛОВЕК.
Технологическая карта урока
Тема урока, его место в целом программы:
«Человек в искусстве XX века» - 4-й урок в разделе «Человек. Общество. Время» в курсе МХК (8 класс) по теме «Мир и человек в искусстве» (по Г.И. Даниловой).
План урока:
Организационный момент (1 мин.)
Вводное слово учителя (1 мин.)
Повторение пройденного материала. Задания-ассоциации. (10 мин.)
Изучение нового материала:
Знакомство с картиной Сальвадора Дали «Постоянство памяти» (4 мин.)
Новое направление в искусстве - лэнд-арт (3 мин.)
Физкульминутка (2 мин)
Знакомство с картиной Эдварда Мунка «Крик» (13 мин.)
Психологический тренинг по книге Бредли Тревора «Завтра» (6 мин.)
Подведение итогов, выставление оценок (2 мин.)
Рефлексия (3 мин.)
Возможная личностно-значимая проблема: научиться вживаться в образ человека другого времени, рассуждать с его точки зрения и представлять атмосферу иной эпохи, уметь чувствовать связь эпох и поколений через предметный мир и произведения искусства.
Планируемые результаты изучения материала:
Учащиеся углубляют знания по данной теме, формируют понятия новых направлений в искусстве, создают личностный образ эпохи XX века, отношения Человека с обществом в XXв.
Методы обучения:
Иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Тип урока:
Комбинированный.
Развитие умений учащихся:
Общение с произведениями искусства помогает реконструировать противоречивый образ эпохи: дает возможность увидеть, что искусство – один из путей воздействия на общественное сознание, на процессы формирования личностной шкалы ценностей. Погружение в мир искусства, «общение» с художественными произведениями способствует развитию специфических навыков, необходимых грамотному читателю, зрителю, слушателю. Материал способствует формированию собственного мнения, выработке личностного отношения к культурному наследию XX в. Учащиеся анализируют изученное, сравнивают, актуализируют знания. Развиваются воображение, способности к эмоционально-ценностному восприятию, креативность. Также развиваются умения анализировать и интерпретировать информацию и способность к оценке собственных знаний.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте! У нас сегодня гости – поздоровайтесь, пожалуйста, с ними. Настроились на рабочий лад, на столах – учебник, тетрадь, дневник.
2. Вводное слово учителя.
Мы продолжаем разговор по разделу «Человек. Общество. Время.»
Мир – лестница, по ступеням которой
Шёл человек. Мы осязаем то,
Что он оставил на своей дороге.
Животные и звёзды – шлаки плоти,
Перегоревшей в творческом огне;
Все в свой черёд служили человеку
Подножием, и каждая ступень
Была восстаньем творческого духа.
- так обратился поэт Максимилиан Александрович Волошин к истории человечества.
Действительно, путь, пройденный человечеством, - это путь познания самого себя. На каждом историческом пути человек оставил последующим поколениям выдающиеся культурные достижения, свидетельствующие о его творческих и духовных возможностях.
На предыдущих уроках мы говорили о человеке как о частице мироздания, определяли идеал человека в разные эпохи, божественный идеал в религиях мира, месте человека в мире Природы, связи с окружающей средой. Но в то же время человек – существо общественное. Он рождается, живёт и умирает в обществе себе подобных, он живёт и действует по законам и нравственным нормам своей общественной среды и своего времени.
Тем интереснее посмотреть, как на протяжении истории менялись отношения человека с обществом. Какие нравственные, духовные ценности и идеалы становились приоритетными в ту или иную историческую эпоху. Это, конечно, отражается в первую очередь в произведениях искусства.
3. Повторение пройденного материала. Задания-ассоциации.
Задание №1. Перед вами несколько картин с изображением человека (на доске картины перемешаны). Разложите их по эпохам (при ответе дать краткую характеристику идеала Человека в искусстве данной эпохи)
- Человек в искусстве античности;
-Человек эпохи Римской империи;
- Человек эпохи Возрождения.
Задание №2. Представьте себе: вы находитесь в необычном обществе, в окружении многих известнейших людей того времени. Среди них мыслители, государственные и общественные деятели, учёные, писатели и художники. Почему так сосредоточены их лица? Давайте «подслушаем» о чём они ведут свой разговор?
По ролям инсценируют 4 ученика:
- Гуманист и философ Пико Делла Мирандола: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, формировал себя в образе, который ты предпочтёшь… О дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет!».
- Священник, знаток новой мудрости Марсилио Фичино: « Человек измеряет землю и небо… А так как человек познал строй небесных светил, то кто станет отрицать, что гений человека почти такой же, как у самого творца небесных светил, и что он некоторым образом мог бы создать эти светила, если бы имел орудия и небесный материал… Человек может всё».
- ЧЕЛОВЕК: «Что сделал Бог? И что делаю я? Бог сотворил меня по своему облику и подобию. Он творец, и я творец. Значит, я равен Богу?».
- Художник, архитектор и теоретик искусства Леон Баттиста Альберти: «Природа, то есть Бог, вложила в человека элемент божественный и небесный. Она дала ему талант, способность к обучению, разум, свойства божественные, благодаря которым он может исследовать, различать и познавать, чего должно избегать и чему следовать для того, чтобы сохранить себя… Человек рождается не для того, чтобы влачить печальное существование в бездействии, а чтобы работать над великим и грандиозным делом».
(Ответ детей: эпоха Возрождения)
Распределяю картины под изображенной лестницей с названиями: Карл Павлович Брюллов «Нарцисс», Агесандр «Венера Милосская»; Император Август, Марк Аврелий Конная статуя; Мона Лиза (улыбка Джоконды) Леонардо да Винчи, Тициан «Портрет Ипполито Риминальди».
Тициан «Портрет Ипполито Риминальди». Этот портрет часто ассоциируют с Гамлетом – героем известной шекспировской трагедии, который решал для себя жизненно важный вопрос:
Быть или не быть, вот в чём вопрос. Достойно ль
Смиряться под ударами судьбы,
Иль надо оказать сопротивленье
И в смертной схватке с целым морем бед
Покончить с ними? Умереть. Забыться…
-Что лучше, спокойно жить, прозябая, или жить достойно, не смиряясь под ударами судьбы? Не станем сейчас философствовать. На этот важнейший вопрос искусство Возрождения ответило в полной мере.
- Изучение нового материала.
Составляем логическую нить нашей лестницы…Думаю вы без труда сформулируете тему сегодняшнего урока?
(Ответ детей: Человек в искусстве XX века).
На какой вопрос мы должны сегодня найти ответ? (Ответы детей: как складывались отношения человека с обществом в XX веке).
Определите место данной темы? Это новая для вас тема или закрепление? (Ответ детей: это новая тема в разделе «Человек. Общество. Время.»).
Тогда откроем в учебнике стр. 105 и как обычно выделенным шрифтом определим основные понятия и произведения искусства для рассмотрения.
- Для начала давайте порассуждаем, что приносит нам XX век? Прежде всего, невиданные достижения прогресса и цивилизации. Чему научился Человек XX века? (Ответы детей: управлять сверхскоростными машинами, покорил космическое пространство, постиг неведомые тайны Вселенной.. и т.п.)
-Можно ли сказать, что Человек XX века стал его главным достоянием? (Да)
Человек этого времени был и остаётся главным объектом пристального изучения не только учёных, но и деятелей искусства. Искусство XX века словно через увеличительное стекло рассматривает человека, пытаясь понять его сущность. Кто же он: «неудачная конструкция», жертва цивилизации и прогресса или вершитель судеб человечества? (рассматриваю через большую лупу).
Особенно интересует искусство проблемы взаимоотношения человека и общества. Можно ли сказать, что здесь всё просто и понятно? (Нет)
Эти отношения чрезвычайно сложны. С одной стороны, искусство возвеличивает человека, прославляет его духовную мощь и физические возможности.
А с другой стороны, человек оказывается перед решением сложнейших жизненных и социальных проблем.
Какие слова чаще входят в обиход людей? - Нервы, депрессия, стрессы, душевный надлом, суициды.
Не всегда он способен решить их самостоятельно, без чьей-либо поддержки. Тогда он уходит в мир собственной души и разрывает привычные отношения с окружающими. Уходит в мир абстрактных грёз и иллюзий. Смещается привычное видение мира, действительность искажается.
Выводится на интерактив
-Познакомьтесь с творчеством известного художника XX века Сальвадора Дали.
Нашли в учебнике название картины («Постоянство памяти»).
-Что, по-вашему, здесь изображено?
-Сальвадор Дали написал эту картину в результате ассоциаций, возникших у него при виде чего? (плавленого сыра)
- О чем наводят мысли мягкие расплавленные циферблаты часов? (о бренности человеческой жизни, текучести и монотонности времени).
-Муравьи, ползающие по крышке часов? (о бесконечной житейской суете, о людском муравейнике)
-Мягкие часы воспринимаются как символ остановившегося времени. Да, в этой жизни нарушен привычный, естественный порядок вещей, а потому время остановилось навсегда, наступил «конец времён».
Искусство XX века предлагает человеку предлагается один из способов удалиться от городской суеты, найти место, исполненное природного очарования и красоты. Появляется новое направление лэнд-арт. Найдите в учебнике обозначение нового для нас слова на стр. 107 (абзац 2) Представители лэнд-арта – тскусства, зовущего человека на лоно природы, оперируют большими пространствами воды, земли, камней и растительности. В их произведениях можно наблюдать изменения земной коры, трансформацию климата, движение материков, старение гор, рождение или гибель рек, морей и озёр и т.д. Приводим пример. Знаменитая «Спиральная дамба» (1970 г.) Роберта Смитсона длиной в 480 метров!
Выводится на интерактиве слайд-шоу. Дамба выложена из камней и земли на мелководье Большого Солёного озера в штате Юта. Художник предлагает зрителям покинуть пределы обычного жизненного пространства и совершить, как и он сам, увлекательное путешествие в мир природы.
- Физкультминутка. Упражнения под музыку «Времена года. Зима» А. Вивальди.
Как только не пыталось искусство XX века взглянуть на человека! Перед вами самая дорогая картина XX века – картина норвежского художника Эдварда Мунка «Крик».
Выводится на интерактив
Написана она была Мунком в последнее десятилетие XIX века, но послужила пророчеством чего-то ужасного в предверии XX века, о чем пытался предупредить художник. Картина эта была продана за 120 млн. долларов. Это рекорд для всех произведений искусств. ВИДЕО – новости о продажи с аукциона картины «Крик» за 120 млн. долларов.
-Что вы видите на этой картине?
-Кто изображен – мужчина или женщина? Можете определить? (бесполое)
- Почему?
-Кто еще изображен? (два человека на мосту) Ваши мысли по этому поводу?. - -Моя дочь, которой 10 лет, сказала: «Я так тоже могу нарисовать». Почему именно эта картина оказалась самой дорогой в XXвеке? Наверное, главная суть в ином? Как вы думаете? (Самая дорогая, т.к. это трогает всех в жизни и каждому иногда хочется закричать. Это всех волновало.)
Давайте посмотрим. ВИДЕО. 00.13-03.20 история создания автобиографична
4.35-6.57
6. Вывод по теме.
Итак, отвечаем на вопрос, поставленный в начале урока. Как представлен человек в искусстве XX? Как складываются отношения человека с обществом? – Человека противопоставляют обществу, он одинок в окружающем мире. Тема трагической судьбы человека, его разобщенности с обществом.
В условиях расцвета коммуникаций, когда человек не мыслит своего существования без лифта, метро, самолёта, телефона или компьютера при этом ставится задача усовершенствования окружающей общественной среды, оказания моральной помощи человеку.
Вы дети XXI века! Каким путём пойдёт искусство третьего тысячелетия? Каким оно увидит человека в недалеком будущем? На эти вопросы искусству еще предстоит ответить, но на сегодняшний день выделите проблемы, с которыми на ваш взгляд сталкивается человек в обществе? ( есть и те же - нервы, депрессия, стрессы, душевный надлом, также нехватка времени и т.п.)
- Психологический тренинг на позитив.
Как сохранить душевное равновесие в мире перемен, конфликтов, неразберихи и кажущегося безумия?
В своей новой книге "Завтра" Бредли Тревор Грив предлагает рецепт положительно настраиваться на следующий день… Безусловно, эта книга не относится к литературе "серьезного читателя", но помогает поднять свой тонус за несколько минут. Предлагаю попытаться это сделать.
Выводится на интерактиве слайд-шоу по книге Б. Тревора «Завтра»
В какой бы трудной на ваш взгляд безвыходной ситуации вы не оказались, помните, что Завтра всегда будет лучше, чем вчера. Поэтому чтобы не случилось, знайте, что нет ничего в мире ценнее вашей жизни!!!
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
Используемая литература:
Мировая художественная культура. 7-9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.И. Данилова. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
Бурлина Е.Я. Путь, длиною в века.– М., 1994.
Бредли Тревор Грив. Завтра. Путешествие в непредсказуемом мире. 2006г.
|