Меню сайта
Меню сайта
Методическая копилка [14]
Внеурочная деятельность [4]
Внеклассная работа по предмету [7]
Проектная деятельность [2]
Музыкальный материал к урокам [0]
Достижения учащихся [3]
Мои достижения [1]
Курсы повышения квалификации [6]
Контактная иформация [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Личный сайт учителя музыки Абдуллаевой Елены Маликовны Пятница, 17.01.2025, 10:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог статей
Главная » Статьи » Методическая копилка

Рабочая программа по музыке 6 класс

                                         1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

     Рабочая программа  разработана на основе примерной программы основного общего образования «Музыка. 5-7 классы» Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.- М.: Просвещение, 2016.

     Рабочая программа по предмету «Музыка»  для 6-го класса образовательного учреждения составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, примерными программами по музыке для основного общего образования  и важнейшими положениями художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. В данной программе нашли отражение изменившиеся социокультурные условия деятельности современных образовательных учреждений, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания и новые технологии общего музыкального  образования.

      В большей степени программа ориентирована на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

      Цель общего музыкального образования и воспитания — развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их духовной культуры.

      Задачи и направления:

     -приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношения к миру, запечатленного в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;

     -воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием; эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

     -развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

     -освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

     -овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации музыкальных произведений, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

 

 

                   2.  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

     Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом, интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыка религиозной традиции, золотой фонд классической музыки, сочинения современных композиторов) в их взаимодействии с произведениями других видов искусства.  Наиболее полно отражает заинтересованность современного общества в возрождении духовности, обеспечивает формирование целостного мировосприятия учащихся, их умения ориентироваться в жизненном информационном пространстве.

 

 

 

     Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур («Я и другой») обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознание ребенка.

     Основными методическими принципами программы являются:

   -  принцип увлеченности;

   -  принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя;

   -  принцип «тождества и контраста», сходства и различия;

   -  принцип интонационности;

   -  принцип диалога культур.

     В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству и жизни.

 

 

                     3.  МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

      Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в 6 классе в объеме 35 часов (1 час в неделю).

 

                                 4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

      Курс «Музыка» в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально-творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования, обстоятельное знакомство с жанровым и стилевым многообразием классического и современного творчества отечественных и зарубежных композиторов. Постижение музыкального искусства на данном этапе приобретает  в большей степени деятельностный характер и становится сферой выражения личной творческой инициативы школьников, результатов художественного сотрудничества, музыкальных впечатлений и эстетических представлений об окружающем мире.

     Программа создана на основе преемственности с курсом начальной школы и ориентирована на систематизацию и углубление полученных знаний, расширение опыта музыкально-творческой деятельности, формирование устойчивого интереса к отечественным и мировым культурным традициям. Решение ключевых задач личностного и познавательного, социального и коммуникативного развития предопределяется целенаправленной организацией музыкальной учебной деятельности, форм сотрудничества и взаимодействия его участников в художественно-педагогическом процессе.

     Основное  содержание образования в примерной программе  представлено следующими содержательными линиями: «Музыка как вид искусства», «Музыкальный образ и музыкальная драматургия», «Музыка в современно мире: традиции и инновации».

     Музыка как вид искусства. Основы музыки: интонационно-образная, жанровая, стилевая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая и театральная; вокально-инструментальная и камерно-инструментальная. Музыкальное искусство: исторические эпохи, стилевые направления, национальные школы и их традиции, творчество выдающихся отечественных и зарубежных композиторов. Искусство исполнительской интерпретации в музыке (вокальной и инструментальной).

     Взаимодействие и взаимосвязь музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство). Композитор — поэт — художник; родство зрительных, музыкальных и литературных образов; общность и различия выразительных средств разных видов искусства.

     Воздействие музыки на человека, её роль в человеческом обществе. Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды. Преобразующая сила музыки как вида искусства.

     Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Всеобщность музыкального языка. Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика и построение, взаимосвязь и развитие. Лирические и драматические, романтические и героические образы и др.

     Общие закономерности развития музыки: сходство и контраст. Противоречие как источник непрерывного развития музыки и жизни. Разнообразие музыкальных форм: двухчастные и трёхчастные, вариации, рондо, сюиты, сонатно-симфонический цикл. Воплощение единства содержания и художественной формы.

     Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX—XX вв.: духовная музыка (знаменный распев и григорианский хорал), западноевропейская и русская музыка XVII—XVIII вв., зарубежная и русская музыкальная культура XIX в. (основные стили, жанры и характерные черты, специфика национальных школ).

      Музыка в современном мире: традиции и инновации. Народное музыкальное творчество как часть общей культуры народа. Музыкальный фольклор разных стран: истоки и интонационное своеобразие, образцы традиционных обрядов. Русская народная музыка: песенное и инструментальное творчество (характерные черты, основные жанры, темы, образы). Народно-песенные истоки русского профессионального музыкального творчества. Этническая музыка. Музыкальная культура своего региона.

     Отечественная и зарубежная музыка композиторов XX в., её стилевое многообразие (импрессионизм, неофольклоризм и неоклассицизм). Музыкальное творчество композиторов академического направления. Джаз и симфоджаз. Современная популярная музыка: авторская песня, электронная музыка, рок-музыка (рок-опера, рок-н-ролл, фолк-рок, арт-рок), мюзикл, диско-музыка. Информационно-коммуникационные технологии в музыке.

     Современная музыкальная жизнь. Выдающиеся отечественные и зарубежные исполнители, ансамбли и музыкальные коллективы. Пение: соло, дуэт, трио, квартет, ансамбль, хор; аккомпанемент, a capella. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Хоры: народный, академический. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, камерный, народных инструментов, эстрадно-джазовый.

 

 

 

 

   Тематическое планирование представлено в соответствии с учебником «Музыка.6класс» авторов Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.

                                         ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

                                                                6 класс (35 ч)

 

            Раздел 1. «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» (17 ч)

 

Содержание

курса

                  Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

 

Музыка как вид

искусства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный

образ и музыкальная драматургия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка в современном мире: традиции и инновации

Удивительный мир музыкальных образов.

Образы романсов и песен русских композиторов.

Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков. (1ч)

Два музыкальных посвящения. Я помню чудное мгновенье. И жизнь, и слёзы, и любовь…. Вальс-фантазия. (1ч)

Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея. (1ч)

Уноси моё сердце в звенящую даль… Музыкальный образ и мастерство исполнителя.  Картинная галерея. (1ч)

Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов. Песня в свадебном обряде. Сцены свадьбы в операх русских композиторов. (1ч)

 

Образы песен зарубежных композиторов.

Искусство прекрасного пения. (1ч)

Старинной песни мир. Песни Франца Шуберта. Баллада. Лесной царь. Картинная галерея. (1ч)

Раскрываются следующие содержательные линии:

лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Романс. Характерные интонации романсовой лирики. Музыкальная и поэтическая речь. Единство поэтического текста и музыки. Мелодия и аккомпанемент. Формы музыки (вариации, рондо, куплетная форма). Особенности формы (вступление, кода, реприза, рефрен). Приёмы развития (повтор, контраст). Выразительность и изобразительность в музыке. Диалог. Песня, ария, речитатив, хор в оперном спектакле. Народные напевы. Фразировка, ритм. Оркестровка. Жанры народных песен. Мастерство исполнителя. Бельканто. Развитие образа. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.

Обобщение материала I четверти (1ч).

Образы русской народной и духовной музыки.

Народное искусство Древней Руси. (1ч)

Русская духовная музыка. Духовный концерт. (1ч)

Фрески Софии Киевской. Орнамент. Сюжеты и образы фресок. (1ч)

Перезвоны. Молитва. (1ч)

Образы духовной музыки западной Европы.

Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал. Образы скорби и печали. Stabat Mater. Реквием. (1ч)

Фортуна правит миром. Кармина Бурана. (1ч).

 

Авторская песня: прошлое и настоящее.

Песни вагантов. Авторская песня сегодня. Глобус крутится, вертится…Песни Булата Окуджавы. Песенка об открытой двери. (1ч)

Джаз – искусство ХХ века. Спитичуэл и блюз. Джаз –  музыка лёгкая или серьёзная? (1ч)

Раскрываются следующие содержательные линии:

музыка Древней Руси. Образы народного искусства: народные инструменты, напевы, наигрыши.  Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение a cappella, хоровое многоголосие). Духовный концерт, полифония. Музыка в народной стиле. Особенности развития (вариантность, контраст, сопоставление). Контраст образов. Варьирование. Живописность музыки. Хор – солист. Единство поэтического текста и музыки.

Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония. Развитие темы. Стиль. Двухчастный цикл. Контрапункт. Хор. Оркестр. Орган. Сценическая кантата. Контраст образов. Тембры инструментов. Голоса хора.

Взаимодействие различных видов искусства в процессе раскрытия образного строя музыкальных произведений. Авторская песня. Гимн. Сатирическая песня. Городской фольклор. Бард. Джаз. Спиричуэл. Блюз. Импровизация. Особенности джазовых ритмов и тембров. Джазовая обработка.

Обобщение материала II четверти (1ч)

 

Музыкальный материал

Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова. Гори, гори, моя звезда. П. булахов, слова В. Чуевского. Калитка. А. Обухов, слова А. будищева. Колокольчик. А. Гурилёв, слова И. Макарова.

Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина. Вальс-фантазия для симфонического оркестра М. Глинка.

Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой. Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной. Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня. Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.

На море утушка купалася, русская народная свадебная песня. Плывёт лебёдушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский. Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка. Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка. Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.

Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон. Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова. Жаворонок. М. Глинка – М. Балакирев. Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарёва. Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева. Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт. Лесной царь. Ф. Шуберт, слова И. В. Гёте, русский текст В. Жуковского.

Русские народные инструментальные наигрыши. Во кузнице. Комара женить мы будем, русские народные песни. Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В буою». Т. Хренников. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Шестопсалмие (знаменный распев). Свете тихий. Гимн (киевский распев). Да исправится молитва моя. П. Чесноков. Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. березовский. Концерт № 3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта. Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.

Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной. Весна, слова народные. Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин. В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова. Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.

Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.

В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.

Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.С. Бах. Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.С. Бах. Stabat Mater (фрагменты № 1, 13). Д. Перголези. Реквием (фрагменты). В.А. Моцарт.

Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (фрагменты). К. Орф.

Гаудеамус. Международный студенческий гимн. Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга. Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.

Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского. Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы. Нам нужна одна победа. Из кинофильма «белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы. Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого. Милая моя. Слова и музыка Ю. Визбора. Диалог у новогодней ёлки. С. Никитин, слдова Ю. Левитанского. Атланты. Снег. Слова и музыка А. Городницкого. Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича. Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой. Мы свечи зажжём. С. Ведерников, слова И. Денисовой. Серёжка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко. Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозова.

Бог осушит слёзы. Спиричуэл и др. Город Нью-Йорк. Блюз и др. Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод Т. Сикорской. Любовь вошла. Дж. Гешвин, слова А. Гершвина, перевод С. Бололтина и Т. Сикорской. Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).

Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гешвин. Острый ритм. Хлопай в такт. ДЖ. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод В. Струкова.

Старый рояль. Из кинофильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова. Как прекрасен этот мир. Д. тухманов, слова В. Харитонова. Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.

 

Различать простые и сложные жан­ры вокальной, инструментальной, сценической музыки.

Характеризовать музыкальные про­изведения (фрагменты).

Определять жизненно-образное со­держание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы.

Наблюдать за развитием музыкаль­ных образов.

Анализировать приемы взаимодей­ствия и развития образов музыкальных сочинений.

Владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классичес­кого репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий зна­комых музыкальных сочинений.

Разыгрывать народные песни.

Участвовать в коллективных играх- драматизациях.

Участвовать в коллективной дея­тельности при подготовке и проведении литературно-музыкальных композиций.

Инсценировать песни, фрагменты опер, спектаклей.

Называть отдельных выдающихся отечественных и зарубежных исполните леи, включая музыкальные коллективы, и др.

Ориентироваться в составе испол­нителей вокальной музыки, наличии или отсутствии инструментального сопровождения.

Воспринимать и определять разно­видности хоровых коллективов по мане­ре исполнения.

Использовать различные формы му­зицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных об­разов.

Анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргумен­тируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора.

Раскрывать образный строй музы­кальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства.

Выявлять возможности эмоциональ­ного воздействия музыки на человека (на личном примере).

Приводить примеры преобразующего влияния музыки.

Исполнять отдельные образцы на­родного музыкального творчества своей республики, края, региона.

Ориентироваться в джазовой музы­ке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.

Находить информацию о наиболее значительных явлениях музыкальной жизни в стране и за ее пределами.

Составлять отзывы о посещении концертов, музыкально-театральных спектаклей и др.

Выполнять задания из творческой тетради.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности)

 

              Раздел 2. «Мир образов камерной и симфонической музыки» (18 ч)

 

Содержание

курса

                  Тематическое планирование

 

Характеристика видов деятельности учащихся

Музыка как вид

искусства

 

 

 

 

 

 

 

Музыкальный

образ и музыкальная драматургия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Музыка в современном мире: традиции и инновации

 

 

Вечные темы искусства и жизни.

Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена. Вдали от Родины. Инструментальная баллада. Рождаются великие творения. Ночной пейзаж. Ноктюрн. Картинная галерея. (3ч)

Инструментальный концерт. Времена года. Итальянский концерт. (1ч)

Космический пейзаж. Быть может, вся природа – мозаика цветов? Картинная галерея. (1ч)

 

Образы симфонической музыки. Метель. Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина. Тройка. Вальс. Весна и осень. Романс. Пастораль. Военный марш. Венчание. Над вымыслом слезами обольюсь. (2ч).

Симфоническое развитие музыкальных образов.

В печали весел, а в веселье печален. Связь времён. (1ч)

Раскрываются следующие содержательные линии: жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Воплощение времени и пространства, нравственных исканий человека в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Форма. Сходство и различие как основной принцип построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность). Рефрен, эпизоды. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.

Синтезатор, особенности его звучания (колорит, гармония, лад, тембр, динамика).

Программная музыка и её жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Пастораль. Военный марш. Лирические, драматические образы.

Обработка. Интерпретация. Трактовка.

Обобщение материала III четверти (1ч).

 

Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт». Скорбь и радость (2ч). Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (2ч)

Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта». Мюзикл «Ветсайдская история». Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика» (3ч)

Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ века. Музыка в отечественном кино. (1ч).

Исследовательский проект.

Раскрываются следующие содержательные линии:

Музыкальное воплощение литературного сюжета. Программная увертюра. Сонатная форма (её разделы). Контраст, конфликт. Дуэт. Лирические и драматические образы.

Выдающиеся артисты балета. Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка. Вокально-инструментальный ансамбль, хор, солист. Вокальная музыка. Инструментальная музыка.

Темы исследовательских проектов. Образы Родины, родного края в музыкальном искусстве. Образы защитников Отечества в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Народная музыка: истоки, направления, сюжеты и образы, известные исполнители и исполнительские коллективы.  Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего. Музыка в храмовом синтезе искусств: от прошлого к будущему. Музыка серьёзная и лёгкая: проблемы, суждения, мнения. Авторская песня: любимые барды. Что такое современность в музыке?

Обобщение материала IV четверти (1ч)

 

Музыкальный материал

Прелюдия № 24. Баллада № 1 для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрны для фортепиано. П. Чайковский. Ноктюрны для фортепиано. Ф. Шопен. Ноктюрн (3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.

Баллада о гитаре и трубе. Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.

Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди. Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.С. Бах.

Вопрос, оставившийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра. Ч. Айвз. Мозаика. Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.

Прелюдии для фортепиано. М. Чюрлёнис.

Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов. Побудь со мной. Н. зубов, слова NN. Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.

Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский. Симфония № 2 (»Богатырская») (1-я часть). А. Бородин. Симфония № 3 («Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен. Увертюра к опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.

Ave, Verum. В.А. Моцарт. Моцартиана. Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.

Эгмонт. Увертюра. Л. Бетховен. Скорбь и радость. Канон. Л. бетховен.

Ромео и Джульетта. Балет (фрагменты). С. Прокофьев. Ромео и Джульетта. Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.

Вестсайдская история. Мюзикл (фрагменты). Л. Бернстайн.

Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк. Орфей и Эвридика. Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Димитрина.

Слова любви. Из кинофильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. дербенёва, обработка Г. Подэдьского.

Увертюра (фрагменты). Песенка о веселом ветре. Из кинофильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.

Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского. Звуки музыки. Эдельвейс. Из кинофильма-мюзикла «звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберёзского.

Родного неба милый свет. Е. Голубева, слова В. жуковского. Моя звезда. А. суханов, слова И. Анненского. Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского. Осенний бал. Слова и музыка Л. Марченко. Как здорово. Слова и музыка О. Митяева.

Соотносить основные образно-эмо­циональные сферы музыки, специфические особенности произведений разных жанров.

Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки.

Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

Передавать в собственном исполне­нии (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы.

Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Инсценировать фрагменты популярных мюзиклов и рок-опер.

Называть имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.

Определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная.

Различать виды оркестра и группы музыкальных инструментов.

Осуществлять исследовательскую художественно-эстетическую деятельность.

Выполнять индивидуальные проекты, участвовать в коллективных проектах.

Импровизировать в одном из современных жанров популярной музыки и оценивать собственное исполнение.

Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

Заниматься самообразованием (совершенствовать умения и навыки самообразования).

Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования.

Использовать различные формы музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных произведений.

Защищать творческие исследова­тельские проекты (на уроках и во внеурочной деятельности).

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

 

 

      № урока

                                    Тема

       Количество

            часов

 

МИР ОБРАЗОВ ВОКАЛЬНОЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ МУЗЫКИ (17 ч)

 

1-5

Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.

5

6-7

Образы песен зарубежных композиторов.

2

8

Обобщение материала I четверти.

1

9-12

Образы русской народной и духовной музыки.

4

13-14

Образы духовной музыки Западной Европы.

2

15

Авторская песня: прошлое и настоящее.

1

16

Джаз – искусство ХХ века.

1

17

Обобщение материала II четверти.

1

 

МИР ОБРАЗОВ КАМЕРНОЙ И СИМФОНИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ (18 ч)

 

18-22

Вечные темы искусства и жизни. Образы камерной музыки.

5

23-24

Образы симфонической музыки.

2

25

Симфоническое развитие музыкальных образов.

1

26

Обобщение материала III четверти

1

27-30

Программная увертюра.

4

31-33

Мир музыкального театра.

3

34

Образы киномузыки.

1

35

Обобщение материала IV четверти.

1

 

Исследовательский проект (на уроках и во внеурочной деятельности)

 

 

 

 

 

      5.   ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

 

     Изучение курса «Музыка» в основной школе обеспечивает определенные результаты.

     Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Музыка»:

     -- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической  и национальной принадлежности ; знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества;

     -целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, нардов, культур  и религий;

     - ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию  на основе мотивации к обучению и познанию;

     -уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

     -компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

     -коммуникативная  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

     -участие  в общественной жизни школы в пределах возрастных компетенций с учетом региональных и этнокультурных особенностей;

     -признание ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

     -принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

     -эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

     Метапредметные  результаты  характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющиеся в познавательной и практической деятельности учащихся:

    -умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

    - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

    - умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

    - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

    - умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации; умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать и делать выводы;

    - смысловое чтение текстов различных стилей и жанров;

    - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

     - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в художественном проекте, взаимодействовать и работать в группе;

     - формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий; стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию.

     Предметные результаты обеспечивают успешное обучение на следующей ступени общего образования и отражают:

    -сформированность основ музыкальной культуры школьника как неотъемлемой части общей духовной культуры;

   - сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации, самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе  осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;

    -развитие общих музыкальных способностей школьников (музыкальной памяти и слуха), а так же образного и ассоциативного мышления, фантазии и творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа художественного образа;

   - сформированность мотивационной направленности на продуктивную музыкально-творческую деятельность (слушание музыки, пение, инструментальное музицирование,  драматизация музыкальных произведений, импровизация, музыкально-пластическое движение и др.);

    -воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации, развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, кино, литературой, живописью;

    -расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего народа и других народов мира, классическому и современному музыкальному наследию;

    -овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства, элементарной нотной грамотой в рамках изучаемого курса;

    -приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально-учебной деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии;

    -сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов, решения различных музыкально-творческих задач.

 

 

                6.   ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

 

     По окончании 6 класса школьники научатся:

   - наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

   - понимать специфику музыки и выявлять родство художественных образов разных искусств (общность тем, взаимодополнение выразительных средств — звучаний, линий, красок), различать особенности видов искусства;

   - выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования, проявлять инициативу в художественно-творческой деятельности;

   - проявлять инициативу в  подготовке и участии концертов, конкурсов, фестивалей; осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах.

 

 

 

 

                                  

                               7.    УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.Учебник

 «Музыка. 6 класс»

 

2.Пособия для учителя

«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 6 класс» (МРЗ)

 

«Уроки музыки. 5-6 классы»

 

 

 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

1.Библиотечный фонд

 

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»

Примерная программа основного общего образования по музыке

Сборники песен и хоров

Методические журналы по искусству

Учебники по музыке

Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству.

Справочные пособия, энциклопедии

 

2.Печатные пособия

 

Дидактический раздаточный материал

Плакаты музыкальных инструментов

Портреты композиторов

 

3.Сценический реквизит

 

Сценические костюмы, декорации и пр. для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности; выступлений на концертах, конкурсах, фестивалях

 

4.Цифровые образовательные ресурсы

 

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/

Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (текстовый редактор, редактор создания презентаций)

Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (редактор нотной грамоты, система обработки звука и пр.)

 

5.Экранно-звуковые пособия

 

Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке

Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов

Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей

Видеофильмы с записью из балетных спектаклей

Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов

Видеофильмы с записью оркестровых коллективов

Видеофильмы с записью фрагментов их мюзиклов

Слайды, презентации поэтических текстов песен, изображения музыкантов, репродукции картин и пр.

Видеоуроки по различным темам

 

6.Учебно-практическое оборудование

 

Фортепиано

Клавишные синтезаторы

Музыкальный центр

Магнитофон с выходом USB

Звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, динамики)

Детские музыкальные инструменты: колокольчики, бубен, металлофон, дудки

Комплект знаков нотного письма

Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, мелки и пр.

 

 

 

Категория: Методическая копилка | Добавил: pyresfand (15.04.2016)
Просмотров: 1763 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz