III класс (34 ч)
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (5ч)
Мелодия – душа музыки. Природа и музыка. Звучащие картины. Виват, Россия! Наша слава – русская держава. Кантата «Александр Невский». Опера «Иван Сусанин». Родина моя! Русская земля… Да будет во веки веков сильна…
Раскрываются следующие содержательные линии. Песенность музыки русских композиторов. Образы родной природы в романсах русских композиторов. Лирические образы вокальной музыки. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата, опера. Форма-композиция, приемы развития и особенности музыкального языка.
Примерный музыкальный материал
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника. Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого; Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII в.; Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьева.
Иван Сусанин. Опера
(фрагменты). М. Глинка.
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (4ч)
Утро. Портрет в музыке. В каждой интонации спрятан человек. В детской. Игры и игрушки. На прогулке. Вечер.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жизненно-музыкальные впечатления ребенка «с утра до вечера». Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Выразительность и изобразительность музыки разных жанров (инструментальная пьеса, песня, романс, вокальный цикл, фортепианная сюита, балета и др.) и стилей композиторов (П. Чайковской, С. Прокофьев, М. Мусоргский, Э.Григ).
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко; Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева; Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова; Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьева; Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев. С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского; Прогулка; Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
О РОССИИ ПЕТЬ –
ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ(4ч)
Радуйся, Мария! Богородице Дево, радуйся. Древнейшая песнь материнства. Тихая моя, нежная моя, добрая моя, мама! Вербное воскресенье. Вербочки. Святые земли Русской.
Раскрываются следующие содержательные линии. Образы Богородицы, Девы Марии, матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Икона Богоматери Владимирской – величайшая святыня Руси. Праздники Русской православной церкви: вход Господень в Иерусалим, Крещение Руси (988г.). Святые земли Русской: равноапостольные княгиня Ольга и князь Владимир. Песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Примерный музыкальный материал
Богородице Дево, радуйся, № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов; Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева; Прелюдия №1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.С. Бах; Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля» В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» Э.Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока; Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО,
ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (4ч)
Настрою гусли на старинный лад… Певцы русской старины. Былина о Садко и Морском царе. Лель, мой Лель… Звучащие картины. Прощание с Масленицей.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр былины в русском музыкальном фольклоре. Особенности повествования (мелодика и ритмика былин). Образы былинных сказителей (Садко, Баян), певцов-музыкантов (Лель). Народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Мелодии в народном стиле. Имитация тембров русских народных инструментов в звучании симфонического оркестра.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Былина о Добрыне Никитиче. Обр. Н. Римского-Корсакова; Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина); Песни Баяна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Песни Садко; хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков; Третья песня Леля; Проводы Масленицы, хор. Из пролога оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков; Веснянки. Русские, украинские народные песни.
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6ч)
Опера «Руслан и Людмила»: Я славил лирою преданья. Фарлаф. Увертюра. Опера «Орфей и Эвридика». Опера «Снегурочка». Волшебное дитя природы. Полна чудес могучая природа… В заповедном лесу. Океан-море синее. Балет «Спящая красавица». Две феи. Сцена на балу. В современных ритмах.
Раскрываются следующие содержательные линии. Путешествие в музыкальный театр. (Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений учащихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх и балетах.) Мюзикл – жанр легкой музыки (Р. Роджерс, А. Рыбников). Особенности музыкального языка, манеры исполнения.
Примерный музыкальный материал
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К.В. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной; Волки и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий
Ю. Энтина.
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (6ч)
Музыкальное состязание. Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Музыкальные инструменты. Сюита «Пер Гюнт». Странствия Пера Гюнта. Севера песня родная. «Героическая». Призыв к мужеству. Вторая часть симфонии. Финал симфонии. Мир Бетховена.
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей в воплощении диалога солиста и симфонического оркестра. «Вторая жизнь» народной песни в инструментальном концерте (П. Чайковский). Музыкальные инструменты: флейта, скрипка – их выразительные возможности (И.С. Бах, К.В. Глюк, Н. Паганини, П. Чайковский). Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители. Контрастные образы программной сюиты, симфонии. Особенности драматургии. Музыкальная форма (двухчастная, трехчастная, вариационная). Темы, сюжеты и образы музыки Л. Бетховена.
Музыкальные инструменты: скрипка.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал
Концерт №1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). П. Чайковский; Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах. Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк; Мелодия. П. Чайковский; Каприс № 24. Н. Паганини; Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты). Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховена; Соната № 14 («Лунная»). 1-я часть (фрагмент). Л. Бетховен. Контрабас; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен; Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского; Волшебный смычок, норвежская народная песня; Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ,
ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (5ч)
Чудо-музыка. Острый ритм – джаза звуки. Люблю я грусть твоих просторов. Мир С. Прокофьева. Певцы родной природы. Прославим радость на земле. Радость к солнцу нас зовёт.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка источник вдохновения, надежды и радости жизни. Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различия музыкальной речи разных композиторов. Образы природы в музыке Г. Свиридова. Музыкальные иллюстрации. Джаз – искусство XX века. Особенности мелодики, ритма, тембров инструментов, манеры исполнения джазовой музыки. Импровизация как основа джаза. Дж. Гершвин и симфоджаз. Известные джазовые музыканты – исполнители. Мир музыки С. Прокофьева. Певцы родной природы: П. Чайковский и Э. Григ. Ода как жанр литературного и музыкального творчества. Жанровая общность оды, канта, гимна. Мелодии прошлого, которые знает весь мир.
Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок-концерт.
Примерный музыкальный материал
Мелодия. П. Чайковский; Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ; Шествие солнца. Из сюиты «Ала и Лоллий». С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель», Г. Свиридов; Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака; Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.А. Моцарт; Симфония № 40. Финал. В.А. Моцарт.
Симфония № 9 . Финал Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова З. Александровой; Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Музыканты, немецкая народная песня; Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова; Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин
|
Выявлять настроения и чувства человека, выраженные в музыке.
Выражать свое эмоциональное отношение к искусству в процессе исполнения музыкальных произведений (пение, художественное движение, пластическое интонирование и др.).
Петь мелодии с ориентацией на нотную запись.
Передавать в импровизации интонационную выразительность музыкальной и поэтической речи.
Знать песни о героических событиях истории Отечества и исполнять их на уроке и школьных праздниках.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров.
Распознавать и оценивать выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Понимать художественно-образное содержание музыкального произведения и раскрывать средства его воплощения.
Передавать интонационно-мелодические особенности музыкального образа в слове, рисунке, движении.
Находить (обнаруживать) общность интонаций в музыке, живописи, поэзии.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей соло, в ансамбле, хоре.
Выявлять ассоциативно-образные связи музыкальных и живописных произведений.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных сочинений программного характера.
Обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись).
Определять образный строй музыки с помощью «словаря эмоций».
Знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва, величание), песнями, балладами на религиозные сюжеты.
Иметь представление о религиозных праздниках народов России и традициях их воплощения.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выявлять общность жизненных истоков и особенности народного и профессионального музыкального творчества.
Рассуждать о значении повтора, контраста, сопоставления как способов развития музыки.
Разыгрывать народные песни по ролям, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Рассуждать о значении дирижера, режиссера, художника-постановщика в создании музыкального спектакля.
Участвовать в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассуждать о смысле и значении вступления, увертюры к опере и балету.
Воплощать в пении или пластическом интонировании сценические образы на уроках и школьных концертах.
Исполнять интонационно осмысленно мелодии песен, тем из мюзиклов, опер, балетов.
Наблюдать за развитием музыки разных форм и жанров.
Узнавать стилевые особенности, характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
Моделировать в графике звуковысотные и ритмические особенности мелодики произведения.
Различать на слух старинную и современную музыку.
Узнавать тембры музыкальных инструментов.
Выявлять изменения музыкальных образов, озвученных различными инструментами.
Разбираться в элементах музыкальной (нотной) грамоты.
Импровизировать мелодии в соответствии с поэтическим содержанием в духе песни, танца, марша.
Определять особенности построения (формы) музыкальных сочинений.
Различать характерные черты современной музыки.
Определять принадлежность музыкальных произведений к тому или иному жанру.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
|
IV класс (34 ч)
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3ч)
Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась, музыка? Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!
Раскрываются следующие содержательные линии: Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
Примерный музыкальный материал
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром.
Главная мелодия 1-й части. С. Рахманинов; Вокализ. С. Рахманинов; Песня о России. В. Локтев, слова О. Высотской; Родные места. Ю. Антонов, слова М. Пляцковского.
Ты, река ль моя, реченька, русская народная песня; Колыбельная в обраб. А. Лядова; У зори-то, у зореньки; Солдатушки, бравы ребятушки; Милый мой хоровод; А мы просо сеяли, русские народные песни, обраб. М. Балакирева, Н. Римского-Корсакова; Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев; Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка
О РОССИИ ПЕТЬ –
ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ… (4ч)
Святые земли Русской. Илья Муромец. Кирилл и Мефодий. Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. Родной обычай старины. Светлой праздник.
Раскрываются следующие содержательные линии. Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Земле Русская, стихира; Былина об Илье Муромце, былинный напев сказителей Рябининых; Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин; Богатырская ворота. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Величание святым Кириллу и Мефодию, обиходный распев; Гимн Кириллу и Мефодию. П. пипков, слова С. Михайловски; Величание князю Владимиру и княгине Ольге; Баллада о князе Владимире, слова А. Толстого; Тропарь праздника Пасхи; Ангел вопияше. Молитва. П. Чесноков; Богородице Дево, радуйся (№ 6). Из «Всенощной». С. Рахманинов; Не шум шумит, русская народная песня; Светлый праздник. Финал Сюиты-фантазии № 1 для двух фортепиано. С. Рахманинов.
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6ч)
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… Зимнее утро. Зимний вечер. Что за прелесть эти сказки! Три чуда. Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. Приют, сияньем муз одетый…
Раскрываются следующие содержательные линии. Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Обобщающий урок I четверти.
Зимнее утро, Зимний вечер. Приют, сияньем муз одетый.
Примерный музыкальный материал
В деревне. М.Мусоргский; Осенняя песнь (Октябрь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский; Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Зимнее утро. Из «Детского альбома». П. Чайковский; У камелька (Январь). Из цикла «Времена года». П. Чайковский. Сквозь волнистые туманы; Зимний вечер, русские народные песни. Зимняя дорога. В. Шебалин, стихи А. Пушкина; Зимняя дорога. Ц. Кюи, стихи А. Пушкина; Зимний вечер. М. Яковлев, стихи А. Пушкина.
Три чуда. Вступление ко II действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н. Римский-Корсаков. Девицы, красавицы; Уж как по мосту, мосточку, хоры из оперы «Евгений Онегин». П. Чайковский. Вступление; Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО,
ЧТОБЫ НЕ ПОГАСЛО! (3ч)
Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. Народные праздники. (Троица).
Раскрываются следующие содержательные линии. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица) Икона «Троица» А. Рублева.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал.
Ой, ты речка, реченька; Бульба, белорусские народные песни; Солнце, в дом войди; Светлячок, Сулико, грузинские народные песни; Аисты, узбекская народная песня; Колыбельная, английская народная песня; Колыбельная, неаполитанская народная песня; Санта Лючия, итальянская народная песня; Вишня, японская народная песня.
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть. П. Чайковский; Камаринская; Мужик на гармонике играет. П. Чайковский; Ты воспой, воспой, жавороночек. Из кантаты «Курские песни». Г. Свиридов; Светит месяц, русская народная песня-пляска. Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков. Троицкие песни
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5ч)
Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. Старый замок. Счастье в сирени живёт… Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… Патетическая соната. Годы странствий. Царит гармония оркестра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
Примерный музыкальный материал.
Ноктюрн. Из Квартета № 2 А. Бородин; Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром (фрагменты). П. Чайковский; Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой; Старый замок. Из сюиты «Картинки с выставки». М. Мусоргский; Песня франкского рыцаря, ред. С. Василенко; Полонез ля мажор; Вальс си минор; Мазурки ля минор, фа мажор, си-бемоль мажор. Ф. Шопен; Желание. Ф. Шопен, слова С. Витвицкого, пер. Вс. Рождественского; Соната № 8 («Патетическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова; Арагонская хота. М. Глинка. Баркарола (Июнь). Из цикла «Времена года» П. Чайковский.
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (6Ч)
Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). За Русь мы все стеной стоим… (III действие). Сцена в лесу (IVдействие). Исходила младешенька. Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.
Раскрываются следующие содержательные линии. События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Обобщающий урок III четверти.
Примерный музыкальный материал.
Интродукция, танцы из II действия, сцена и хор из III действия, сцена из IV действия. Из оперы «Иван Сусанин». М. Глинка; Песня Марфы («Исходила младешенька»); Пляска персидок из оперы «Хованщина». М. Мусоргский; Персидский хор. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка; Колыбельная; Танец с саблями из балета «Гаянэ». А. Хачатурян.
Первая картина. Из балета «Петрушка».
И. Стравинский.
Вальс. Из оперетты «Летучая мышь».
И. Штраус.
Песня Элизы («Я танцевать хочу»). Из мюзикла «Моя прекрасная леди». Ф. Лоу.
Звездная река. Слова и музыка В. Семенова; Джаз. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина.
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ,
ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (7ч)
Прелюдия. Исповедь души. Революционный этюд. Мастерство исполнителя. В интонации спрятан человек. Музыкальные инструменты. Музыкальный сказочник. Рассвет на Москве-реке.
Раскрываются следующие содержательные линии. Проитзведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различия музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок-концерт.
|
Размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Эмоционально воспринимать народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира и народов России и высказывать мнение о его содержании.
Исследовать: выявлять общность истоков и особенности народной и профессиональной музыки.
Исполнять и разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.
Узнавать образцы народного музыкально-поэтического творчества и музыкального фольклора России.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Подбирать ассоциативные ряды художественным произведениям различных видов искусства.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Сравнивать музыкальные образы народных и церковных праздников.
Сопоставлять выразительные особенности языка музыки, живописи, иконы, фрески, скульптуры.
Рассуждать о значении колокольных звонов и колокольности в музыке русских композиторов.
Сочинять мелодии на поэтические тексты.
Осуществлять собственный музыкально-исполнительский замысел в пении и разного рода импровизациях.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки русских композиторов и поэзии А. Пушкина.
Понимать особенности построения (формы) музыкальных и литературных произведений.
Распознавать их художественный смысл.
Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Участвовать в коллективной музыкально-творческой деятельности, в инсценировках произведений разных жанров и форм.
Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Различать тембры народных музыкальных инструментов и оркестров.
Знать народные обычаи, обряды, особенности проведения народных праздников.
Исследовать историю создания музыкальных инструментов.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.
Овладевать приемами мелодического варьирования, подпевания, ритмического сопровождения.
Рассуждать о значении преобразующей силы музыки.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Определять и соотносить различные по смыслу интонации (выразительные и изобразительные) на слух и по нотному письму, графическому изображению.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.
Узнавать по звучанию различные виды музыки из произведений программы.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Корректировать собственное исполнение.
Соотносить особенности музыкального языка русской и зарубежной музыки.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира и народов России.
Воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности с использованием знаний основных средств музыкальной выразительности.
Исполнять свои музыкальные композиции на школьных концертах и праздниках.
Оценивать собственную творческую деятельность.
Выразительно, интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии.
Распознавать художественный смысл различных музыкальных форм.
Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития в произведениях разных жанров.
Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного воплощения различных художественных образов.
Узнавать музыку (из произведений, представленных в программе). Называть
имена выдающихся композиторов разных стран мира.
Моделировать варианты интерпретаций музыкальных произведений.
Личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы. Аргументировать свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям.
Определять взаимосвязь музыки с другими видами искусства: литературой, изобразительным искусством, кино, театром.
Оценивать свою творческую деятельность.
|
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения курса «Музыка» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий
- уважительное отношение к культуре других народов:
- эстетические потребности, ценности и чувства
- развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.
- развиты этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты:
- способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
- освоены начальные формы познавательной и личностной рефлексии.
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий
- умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации
Предметные результаты
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:
- основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие, развитый художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов;
- начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении вокально-хоровых произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
1.Музыка в жизни человека
Выпускник научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной
- и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
2.Основные закономерности музыкального искусства
Выпускник научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм
- построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Выпускник получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
3. Музыкальная картина мира
Выпускник научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Выпускник получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Учебник
«Музыка. 5 класс»
2.Пособия для учителя
«Музыка. Фонохрестоматия музыкального материала. 5 класс (МРЗ)
«Уроки музыки. 5-6 классы»
Материально-техническое обеспечение
1.Библиотечный фонд
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
Примерная программа начального общего образования по музыке
Хрестоматии с нотным материалом
Сборники песен и хоров
Методические пособия (рекомендации к проведению уроков музыки)
Методические журналы по искусству
Учебно-методические комплекты к программе по музыке. Учебники по музыке
Учебные пособия по электронному музицированию
Книги о музыке и музыкантах. Научно-популярная литература по искусству
Справочные пособия, энциклопедии
2.Печатные пособия
Дидактический раздаточный материал
Плакаты музыкальных инструментов
Портреты композиторов
3.Сценический реквизит
Сценические костюмы, декорации и пр. для театрализованных форм работы на уроках музыки и во внеурочной деятельности; выступлений на концертах, конкурсах, фестивалях
4.Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164
Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/
Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности (текстовый редактор, редактор создания презентаций)
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности (редактор нотной грамоты, система обработки звука и пр.)
5.Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи и фонохрестоматии по музыке
Видеофильмы, посвященные творчеству выдающихся отечественных и зарубежных композиторов
Видеофильмы с записью фрагментов из оперных спектаклей
Видеофильмы с записью из балетных спектаклей
Видеофильмы с записью выступлений выдающихся отечественных и зарубежных певцов
Видеофильмы с записью оркестровых коллективов
Видеофильмы с записью фрагментов их мюзиклов
Презентации поэтических текстов песен, изображения музыкантов, репродукции картин и пр.
Видеоуроки по различным темам
6.Учебно-практическое оборудование
Фортепиано
Клавишные синтезаторы
Музыкальный центр
Магнитофон с выходом USB
Звуковоспроизводящая аппаратура (микрофоны, динамики)
Персональный компьютер
Интерактивная доска
Детские музыкальные инструменты: колокольчики, бубен, металлофон, дудки
Комплект знаков нотного письма
Расходные материалы: нотная бумага, цветные фломастеры, мелки и пр.
|