- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая учебная программа по музыке для 1- 4-го класса разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2011 года, примерной программы начального общего образования по музыке с учетом авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагина, М., Просвещение, 2011.
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров – простых (песня, танец, марш) и более сложных (опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также – творческих способностей детей.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание программы базируется на художественно-образном, нравственно-эстетическом постижении младшими школьниками основных пластов мирового музыкального искусства: фольклора, музыки религиозной традиции, произведений композиторов-классиков (золотой фонд), современной академической и популярной музыки. Приоритетным является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы русской музыкальной культуры – «от родного порога» в мир культуры других народов. Это оказывает позитивное влияние на формирование семейных и духовно-нравственных ценностей.
Критерии отбора музыкального материала заимствованы из концепции Д.Б. Кабалевского – это художественная ценность музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность.
Основными методическими принципами являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.
Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое, ансамблевое и сольное пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.
3. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Базисном учебном плане образовательных учреждений общего образования. Предмет «Музыка» изучается в I-IV классах в объеме не менее 135 часов (33 часа в I классе, по 34 часа – во II-IV классах).
4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает:
- формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
- начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
- приобретение знаний и умении;
- овладение УУД
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно – эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмоционально-эстетический отклик на музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека. Предмет «Музыка», развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.
Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, обряды, скороговорки, загадки, попевки, заклички, игры-драматизации. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)
Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки – сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития.
Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Выдающиеся исполнительские коллективы. Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: телепередачи, видеофильмы, звукозаписи.
Различные виды музыки. Певческие голоса. Хоры. Музыкальные инструменты. Оркестры.
Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных музыкально-поэтических традиций.
Тематическое планирование представлено в соответствии с учебниками для общеобразовательных учреждений авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной: «Музыка. 1 класс», «Музыка. 2 класс», «Музыка. 3 класс», «Музыка. 4 класс».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
I класс (33 ч)
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
МУЗЫКА ВОКРУГ НАС
(16 ч)
|
|
И муза вечная со мной! Хор овод муз. Повсюду музыка слышна.
Душа музыки – мелодия. Музыка осени. Сочини мелодию. Азбука, азбука каждому нужна… Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Композитор – исполнитель- слушатель. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Образы осенней природы в музыке. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.
Обобщающий урок I четверти.
«Садко» (из русского былинного сказа). Музыкальные инструменты. Звучащие картины. Разыграй песню. Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. Добрый праздник среди зимы.
Раскрываются следующие содержательные линии. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Обобщающий урок IIчетверти.
Примерный музыкальный материал
Щелкунчик. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Детский альбом. П. Чайковский.
Октябрь (Осенние песня). Из цикла «Времена года». П. Чайковский.
Колыбельная Волховы, песня Садко «Заиграйте, мои гусельки». Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».
Гусляр Садко. В. Кикта.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (1-я часть «Орнамент»). В. Кикта.
Звезда покатилась. В. Кикта, слова В. Татаринова.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К.В. Глюк.
Шутка. Из сюиты № 2 для оркестра. И.С. Бах.
Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.
Пастушеская песенка. На тему из 5-й части Симфонии № 6 («Пасторальной»). Л. Бетховен, слова К. Алемасовой; Капельки. В. Павленко, слова Э. Богдановой; Скворушка прощается. Т. Потапенко, слова М. Ивенсен; Осень, русская народная песня, и др.
Азбука. А. Островский, слова З. Петровой; Алфавит. Р.Паулс, слова И. Резника; Домисолька. О. Юдахина, слова В. Ключникова; Семь подружек. В. Дроцевич, слова В. Сергеева; Песня о школе. Д. Кабалевский, слова В. Викторова, и др. Дудочка, русская народная песня; Дудочка, белорусская народная песня; Пастушья, французская народная песня; Дударики-дудари, белорусская народная песня, русский текст С. Лешкевича; Веселый пастушок, финская народная песня, русский текст В. Гурьяна. Почему медведь зимой спит. Л. Книппер, слова А. Коваленкова. Зимняя сказка. Музыка и слова С. Крылова. Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
МУЗЫКА И ТЫ (17 ч)
Край, в котором ты живёшь. Поэт, художник, композитор. Музыка утра. Музыка вечера. Музыкальные портреты. Разыграй сказку (Баба-Яга. Русская сказка). У каждого свой музыкальный инструмент. Музы не молчали. Музыкальные инструменты. Мамин праздник. Музыкальные инструменты. Чудесная лютня (по алжирской сказке). Звучащие картины.
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в жизни ребёнка. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова-краски-звуки). Образы защитников Отечества в музыке. Музыкальные поздравления. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Былины и сказки о воздействующей силе музыки.
Обобщающий урок III четверти.
Музыка в цирке. Дом, который звучит. Опера-сказка. Ничего на свете лучше нету… Афиша. Программа. Твой музыкальный словарик.
Раскрываются следующие содержательные линии: Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера.
Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
Обобщающий урок IV четверти. – заключительный урок-концерт.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Добрый день. Я. Дубравин, слова В. Суслова; Утро. А. Парцхаладзе, слова Ю. Полухина; Солнце, грузинская народная песня, обраб. Д. Аракишвили.
Пастораль. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов; Наигрыш. А. Шнитке; Утро в лесу. В. Салманов; Доброе утро. Из кантаты «Песни утра, весны и мира». Л. Кабалевский, слова Ц. Солодаря.
Вечерняя. Из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтении В. Шукшина). В. Гаврилин; Вечер. Из «Детский музыки». С. Прокофьев; Вечер. В.Салманов; Вечерняя сказка. А. Хачатурян.
Менуэт. А. Моцарт.
Болтунья. С. Прокофьева, слова А. Барто.
Баба Яга. Детская народная игра.
У каждого свой музыкальный инструмент, эстонская народная песня. Обраб. Х. Кырвите, пер. М. Ивесен.
Симфония № 2 («Богатырская»). 1-я часть (фрагмент). А. Бородин.
Солдатушки, бравы ребятушки, русская народная песня; Песня о маленьком трубаче. С. Никитин, слова С. Крылова; Учил Суворов. А. Новиков, слова М. Левашова.
Волынка. И.С. Бах.
Колыбельная. М. Кажлаев; Колыбельная. Ген. Гладков.
Золотые рыбки. Из балета «Конек-Горбунок». Р. Щедрин.
Кукушка. К. Дакен.
Спасибо. И. Арсеев, слова З. Петровой; Праздник бабушек и мам. М. Славкин, слова Е. Каргановой.
Выходной марш; Колыбельная (слова В. Лебедева-Кумача). Из музыки к кинофильму «Цирк». И. Дунаевский; Клоуны. Д. Кабалевский.
Семеро козлят. Заключительный хор из оперы «Волк и семеро козлят». М. Коваль, слова Е. Манучаровой.
|
Набюдать за музыкой в жизни ребёнка. Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении музыкальных произведений. Словарь эмоций. Исполнять песни, играть на детских элементарных музыкальных инструментах. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие. Осуществлять первые опыты импровизации и сочинения в пении, игре, пластике. Инсценировать песни, пьесы программного содержания, народные сказки.
Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов. Знакомиться с элементами нотной записи. Выявлять сходство и различие музыкальных и живописных образов.
Подбирать стихи и рассказы, соответствующие настроению музыкальных пьес и песен. Моделировать в графическом рисунке особенности песни, танца, марша.
Сравнивать музыкальные произведения разных жанров. Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения. Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным жанрам музыки народного и профессионального творчества. Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизация) в характере основных жанров музыки.
Разучивать и исполнять образцы музыкально- поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи). Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях. Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке. Воплощать в рисунках полюбившиеся образы из музыкальных произведений. Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и демонстрировать их на концертах для родителей, школьных праздниках и т.п. Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.
Участвовать в подготовке и проведении заключительного урока-концерта.
|
II класс (34 ч)
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности учащихся
|
РОССИЯ – РОДИНА МОЯ (3ч)
Мелодия. Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. Гимн России.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Песенность как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
Примерный музыкальный материал
Рассвет на Москве-реке. Вступление к опере «Хованщина». М. Мусоргский.
Гимн России. А. Александров, слова С. Михалкова.
Патриотическая песня. М. Глинка, слова А. Машистова; Здравствуй, Родина моя! Ю. Чичков, слова К. Ибряева; Моя Россия. Г. Струве, слова Н. Соловьевой
ДЕНЬ, ПОЛНЫЙ СОБЫТИЙ (6 ч)
Музыкальные инструменты. Природа и музыка. Прогулка. Танцы, танцы, танцы… Эти разные марши. Звучащие картины. Расскажи сказку. Колыбельные. Мама.
Раскрываются следующие содержательные линии. Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Песенность, танцевальность, маршевость в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
Обобщающий урок I четверти.
Примерный музыкальный материал
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский; Детская музыка. Пьесы С. Прокофьев; Прогулка. Из сюиты «Картинки с выставки» М. Мусоргский.
Начинаем перепляс. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Сонная песенка. Р. Паулс, слова И. Ласманиса; Спят усталые игрушки. А. Островский, слова З. Петровой; Ай-я, жу-жу, латышская народная песня; Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Е. Крылатов, слова Ю. Яковлева
«О РОССИИ ПЕТЬ –
ЧТО СТРЕМИТЬСЯ В ХРАМ» (5ч)
Великий колокольный звон. Звучащие картины. Святые земли Русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. Молитва. С Рождеством Христовым! Рождество Христово.
Раскрываются следующие содержательные линии. Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Обобщающий урок II четверти.
Примерный музыкальный материал
Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». М. Мусоргский.
Песня об Александре Невском; Вставайте, люди русские. Из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьев.
Народные песнопения о Сергии Радонежском. Утренняя молитва; В церкви. П. Чайковский.
Вечерняя песня. А. Тома, слова К. Ушинского.
Добрый тебе вечер; Рождественское чудо, народные славянские песнопения; Рождественская песенка. Слова и музыка П. Синявского.
ГОРИ, ГОРИ ЯСНО, ЧТОБЫ
НЕ ПОГАСЛО! (4ч)
Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. Музыка в народном стиле. Сочини песенку. Проводы зимы. Встреча весны.
Раскрываются следующие содержательные линии. Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура. Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, заклички, потешки.
Примерный музыкальный материал
Светит месяц; Камаринская, плясовые наигрыши.
Наигрыш. А. Шнитке.
Выходили красны девицы; Бояре, а мы к вам пришли, русские народные песни.
Ходит месяц над лугами. С Прокофьев.
Камаринская. П. Чайковский.
Прибаутки. В. Комраков, слова народные; Реченька. А. Абрамов, слова Е. Карасева.
Масленичные песенки; Песенки-заклички, игры, хороводы.
В МУЗЫКАЛЬНОМ ТЕАТРЕ (5ч)
Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Театр оперы и балета. Волшебная палочка. Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал.
Раскрываются следующие содержательные линии. Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы – характеристики главных действующих лиц. Финал.
Примерный музыкальный материал
Волк и семеро козлят. Опера-сказка (фрагменты). М. Коваль; Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Марш. Из оперы «Любовь к трем апельсинам». С. Прокофьев; Марш. Из балета «Щелкунчик» П. Чайковский.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня-спор. Из телефильма «Новогодние приключения Маши и Вити». Ген. Гладков, слова В. Лугового.
В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ (5ч)
Симфоническая сказка «Петя и Волк».
Раскрываются следующие содержательные линии. Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура.
Обобщающий урок III четверти.
Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. Звучит нестареющий Моцарт! Симфония № 40. Увертюра.
Раскрываются следующие содержательные линии. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор .А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.А. Моцарта, М. Мусоргского.
Примерный музыкальный материал
Петя и волк. Симфоническая сказка. С. Прокофьев.
Картинки с выставки. Пьесы из фортепианной сюиты. М. Мусоргский.
Симфония № 40. Экспозиция 1-й части. В.А. Моцарт. Увертюра. К опере «Свадьба Фигаро». В.А. Моцарт; Увертюра. К опере «Руслан и Людмила» М. Глинка.
Песня о картинах. Ген. Гладков, слова А. Кушнера
ЧТОБ МУЗЫКАНТОМ БЫТЬ,
ТАК НАДОБНО УМЕНЬЕ… (6ч)
Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты. Музыкальные инструменты. И всё это – Бах! Всё в движении. Тройка. Попутная песня. Музыка учит людей понимать друг друга. Два лада. Легенда. Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии?
Раскрываются следующие содержательные линии. Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.С. Баха, М. Глинки, В.А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образов музыки С. Прокофьев, П. Чайковского.
Обобщающий урок IV четверти – заключительный урок-концерт.
Примерный музыкальный материал
Волынка; Менуэт. Из «Нотной тетради Анны Магдалены Бах»; Менуэт. Из Сюиты № 2; За рекою старый дом, русский текст Д. Тонского; Токката ре минор для органа; Хорал; Ария. Из Сюиты № 2. И.С. Бах.
Весенняя. В.А. Моцарт, слова И.Ф. Овербек,
пер. Т. Сикорской; Колыбельная. Б. Флис – В.А. Моцарт, русский текст С. Свириденко.
Попутная; Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника; Песня жаворонка. П. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1. Часть 1-я (фрагменты). П. Чайковский.
Тройка; Весна; Осень. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» Г. Свиридов.
Кавалерийская Клоуны; Карусель (слова И. Рахилло). Д. Кабалевский.
Музыкант. Е. Зарицкая, слова В. Орлова; Пусть всегда будет солнце. А. Островский, слова Л. Ошанина; Сказки гуляют по свету. Е. Птичкин, слова М. Пляцковского; Это очень интересно; Пони. С. Никитин, слова Ю. Мориц; До чего же грустно. Из вокального цикла «Пять песен для детей». С. Соснин, слова П. Синявского; Старый добрый клавесин. Й. Гайдн, русский текст П. Синявского; Большой хоровод. Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта.
|
Размышлять об отечественной музыке, ее характере и средствах выразительности.
Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений (словарь эмоций).
Воплощать характер и настроение песен о Родине в своем исполнении на уроках и школьных праздниках.
Воплощать художественно-образное содержание музыки в пении, слове, пластик, рисунке и др.
Исполнять Гимн России.
Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы.
Закреплять основные термины и понятия музыкального искусства.
Исполнять мелодии с ориентацией на нотную запись.
Расширять запас музыкальных впечатлений в самостоятельной творческой деятельности.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Выполнять творческие задания из рабочей тетради.
Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки.
Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.
Определять жизненную основу музыкальных произведений.
Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности: пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация соло, в ансамбле, оркестре, хоре.
Соотносить графическую запись музыки с ее жанром и музыкальной речью композитора.
Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.
Понимать основные термины и понятия музыкального искусства.
Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведениям в исполнительской деятельности.
Передавать в собственном исполнении (пении, игре на инструментах, музыкально-пластическом движении) различные музыкальные образы (в паре, в группе).
Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов.
Соотносить содержание и средства выразительности музыкальных и живописных образов.
Выполнять творческие задания: рисовать, передавать в движении содержание музыкального произведения.
Различать особенности построения музыки6 двухчастная, трехчастная формы и их элементы (фразировка, вступление, заключение, запев и припев).
Инсценировать песни и пьесы программного характера и исполнять их на школьных праздниках
Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений.
Эмоционально откликаться на живописные, музыкальные и литературные образы.
Сопоставлять средства выразительности музыки и живописи.
Передавать с помощью пластики движений, ДМИ разный характер колокольных звонов.
Исполнять рождественские песни на уроке и дома.
Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных жанров и стилей.
Разыгрывать народные игровые песни, песни-диалоги, песни-хороводы.
Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора.
Осуществлять опыты сочинения мелодий, ритмических, пластических и инструментальных имппровизаций на тексты народных песенок, попевок, закличек.
Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы, инструментальные наигрыши на народных праздниках.
Подбирать простейший аккомпанемент к песням, танцам своего народа и других народов России.
Узнавать народные мелодии в сочинениях русских композиторов.
Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности.
Использовать полученный опыт общения с фольклором в досуговой и внеурочной формах деятельности.
Эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы и балета.
Участвовать в ролевых играх (дирижер), в сценическом воплощении отдельных фрагментов музыкального спектакля.
Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов.
Выявлять особенности развития образов.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.
Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки.
Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита и др.
Участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов (пластические этюды, игра в дирижера, драматизация) на уроках и школьных праздниках.
Выявлять изобразительные и выразительные особенности музыки в их взаимодействии.
Соотносить характер звучащей музыки с ее нотной записью.
Передавать свои музыкальные впечатления в рисунке.
Понимать триединство деятельности композитора – исполнителя- слушателя.
Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.
Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества.
Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность и деятельность одноклассников.
Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.
Называть и объяснять основные термины и понятия музыкального искусства.
Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях.
Участвовать в концертах, конкурсах, фестивалях детского творчества.
|
|